• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2023-11-16 16:30:50 · Статьи

Новомосковский театр приглашает на премьеру

Новомосковский театр приглашает на премьеру
Фото Максима Морозова

17 ноября на сцене Новомосковского театра состоится премьера спектакля по пьесе «На дне» Максима Горького, которому в этом году исполнилось 155 лет. Режиссер-постановщик - Виктор Стрельченко (г. Москва).

 

В одной из публикаций в СМИ о спектакле «Старший сын», поставленном Виктором Стрельченко в Черемховском драматическом театре им. В.П. Гуркина, написано: «Оставляя возможность для творчества актеров, для их импровизации, Виктор Стрельченко добивается графичности рисунка и точности исполнения своих задач. Артисты, принимая и реализуя указания режиссера, открывают в себе новые качества, новые нюансы и новые, неожиданные грани своих способностей».

 

Присутствуя на репетициях спектакля «На дне», не согласится с этим невозможно. Виктор Стрельченко – режиссер, задающий актеру четко определенную форму с точно выточенной интонацией. Режиссер, который считает, что современный театр может быть каким угодно, но только не скучным, для которого самым важным в спектакле является откровенный диалог со зрителем.

 

О мечте, о свободе и достойной жизни…

 

 

Сломанные временем, разбитые и упавшие, герои пьесы «На дне», написанной в начале 20 века основоположником, апологетом и буревестником нарождающегося социалистического реализма Максимом Горьким, ищут света, любви, спасения.

 

Мечта о свободе и достойной жизни… Достижима ли она и есть ли к ней дорога или хотя бы тропинка? Не является ли этот вопрос основополагающим для любого современного мыслящего человека? Зачем люди живут и зачем умирают? Что есть правда, а что ложь? Что будет после этой жизни и будет ли что-то вообще? Хуже мы или лучше других? Способен ли человек изменить свою жизнь или же нет? Есть над чем подумать и выбрать собственный путь. Ответы на эти философские вопросы с большой долей юмора и иронии вы получите, окунувшись в атмосферу обитателей пространства необычной ночлежки, где в поисках веры и правды, забытые Богом «бывшие люди» верят в свою звезду.

 

 

Виктор Стрельченко, режиссер-постановщик:

 

- Первое, о чем хочется сказать, это то, что пьеса Максима Горького «На дне» привязана к Евангелию - этим языком говорит Лука. И если обратиться ко времени, когда эта пьеса была написана - а это 1902 год, то люди мыслили и говорили именно этим языком. Многие вещи в этой пьесе в наше время утеряны для понимания современным зрителем. Для того чтобы понять, про что писал пьесу Горький, к чему он призывал, кого обличал, надо обратиться в лучшем случае к Википедии. Ведь прошло столетие: поменялась наша жизнь, поменялись наши взгляды и коды - сегодня язык этой пьесы звучит морализаторски. А всё то, что пытается научить нас жить, наоборот, отпугивает и отталкивает. И поэтому главная наша творческая задача в постановке спектакля заключалась в том, чтобы текст Горького не был назидательным, чтобы он не был обучающим. Мы сознательно ушли от этих моментов в пьесе, сделав их второстепенными. Горьковский Лука - мудрый и слишком прямолинейный старец, чья мораль целиком укладывается в границы христианской этики. В нашем спектакле Лука – это человек, который сам в поисках Бога. «Уйду я от вас! В хохлы подамся! Говорят, они новую веру изобрели...» Ведь у Горького, если внимательно почитать, эта дуалистичность задана в пьесе. В биографии Луки есть очень много подводных камней, о которых мы никогда не задумывались, знакомясь с этим произведением еще в школе. Но именно они проявляют его как неоднозначную личность. Это человек, который понаделал в своей жизни много чего неведомого и непонятного, ведь не с рождения же он стал Утешителем больных и страждущих. Просто в какой-то момент своего существования он «поменял вектор»… И таких людей много в нашей сегодняшней жизни. Вчера он был христианином, а сегодня он убежденный атеист. И поэтому наш Лука выступает контрапунктом в этой истории. Герои спектакля живут в пространстве разрушающегося храма, в котором умирает старая система. Где существует проблема между тем, что говорится, и тем, что делается. С приходом Луки начинается вроде бы какая-то реставрация этого храма - появляется надежда, но потом все равно все продолжает рушиться, оттого что стремление дать погибающим людям хоть какую-то надежду - иллюзорно. Донести обитателям ночлежки то, в чем он сам не уверен, потерпело «фиаско». Он легко «переобулся» и ушел искать «новую веру»

 

 

Говорить о сегодняшних зрителях – это первично

 

- Основные герои нашего спектакля - Анна, Лука, Актер и Сатин – люди, живущие инстинктами. Они много говорят о правде и лжи, о милосердии и власти, о человеке и его предназначении в жизни. Это калейдоскоп сцен, в которых много неожиданных эмоций. Это печаль, это и черный и светлый юмор, это и слезы, и трагичные моменты. Но мы понимаем, что современному зрителю, особенно школьникам, нужна атмосфера, какая-то затягивающая история, чтобы с головой погрузится в это, как в компьютерную игру, и пройти все уровни сложности, им нужен образ, который нужно дорисовать, додумать. Сегодняшнему зрителю подробно выстроенная бытовая жизнь спектакля не интересна, все наборы и схемы пьес он знает, у него клиповое мышление. Дайте ему «ведро с карандашами» - он сам все нарисует. И поэтому говорить о сегодняшних зрителях – это первично. И прежде чем начинать диалог со сцены театра, для актеров необходимо найти правильную интонацию, эмоцию, посыл в сегодняшнее время, надо очень четко понимать, для кого мы работаем, кто эти люди и почему это нужно сейчас.

 

 

Во что веришь, то и есть

 

- Это центральная реплика спектакля. Без веры невозможно. Как говорят, бывает не понятно, где верующих больше - в церкви или в падающем самолете. Я из мира разных людей, профессий и конфессий, и знаю, что даже наши заматерелые ученые, которые позиционируют себя как атеисты - глубоко верующие люди. И это дает мне основание полагать, что без веры жить невозможно.

 

В искусстве есть долгий и короткий путь. В одном случае режиссер смотрит на то, что уже придумано, и выхватывает понравившиеся элементы. Так он идет в искусство коротким путем - через искусство. Длинный же путь - это когда режиссер идет в искусство через жизнь. Он видит, что мир ставит вопросы, которые необходимо решать, и выносит их на сцену. В предвкушении предстоящей премьеры хочется верить, что прочтение пьесы Максима Горького будет не только оригинальным, современным и понятным зрителю, а также в то, что, посмотрев спектакль «На дне» режиссера Виктора Стрельченко, мы непременно получим исчерпывающие ответы на те вопросы, которые сегодня ставит жизнь.

 

Татьяна ОРЛОВСКАЯ

 

Фото Максима МОРОЗОВА

 

16+